Программа
воспитательной работы«Радуга желаний» (7–9 классы)
Пояснительная записка
Современное общество, стремясь к
преобразованию политической, социально-экономической и культурной жизни,
обращается к личности, к её творческим возможностям. Ценности человека,
особенности его нравственного мира, условия его преуспевания и
конкурентноспособности в меняющемся мире волнуют учителей и родителей. Каждый ребёнок – личность. Главное:
воспитать эти личности, найти в каждом хорошее, поддержать в нём это и дать им
возможность помочь в этом друг другу. Человек получает права, когда
появляется на свет. Во всеобщей декларации прав человека (кн. «Права ребёнка»)
записано: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и
правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг
друга в духе братства. Пусть знание о правах придёт позже.
Но уже в детстве каждый ребёнок должен почувствовать и осознать своё право на
внимание, уважение, на свою точку зрения понимание своей значимости и ценности,
что совершенно необходимо для его дальнейшего развития, для реализации его
созидательных возможностей. Нравственная суть жизни человека
складывается из его отношения к обществу и самому себе. Следовательно, цель
воспитания – сформировать культуру общения с окружающим миром, научить видеть,
понимать, оценивать, принимать, соединяя работу ума и сердца. Развитие
внутреннего спокойствия в умах и душах учащихся непосредственно связано с
чувством самостоятельности и личной ответственности, способностью признавать и
воспринимать ценности, присущие другим народам и культурам, способностью к
общению, отзывчивости и сотрудничеству. Цели программы определены
в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Программа предполагает дать
ребенку возможность: 1. почувствовать и
осознать свои способности, таланты, интересы, склонности. 2. учиться управлять своими эмоциями, настроением 3. сформировать отношения
к Родине, семье, собственной судьбе 4. понять секреты жизненного успеха и преобразование
личности на основе общечеловеческих ценностей. Перечисленные
цели программы подчиняются одной главной воспитательной задаче – содействовать
позитивной и продуктивной деятельности ребенка, помочь ему полностью
реализовать свое «Я». Содержание программы
Программа предполагает работу по
2 направлениям: Взаимодействие. Интеллект. Направления воспитательной работы. Выбор направления воспитательной
работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами
диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления
проблем в личностном развитии и межличностных отношениях. Выбор направлений
таков, что включает в себя достаточное количество блоков. Функционирование
воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех
блоков и направлений, гармонического развития ребёнка в различных сферах.
Интеллект. Цель:
развитие познавательной активности. Задачи: Формирование
потребности в самообразовании; Развитие
умений и навыков в учебной деятельности; Выявление
индивидуальных особенностей; Развитие
самостоятельности мышления; Повышение
самооценки через получение разносторонних знаний. Формы
реализации: Олимпиады
по предметам; Предметные
и тематические недели; Брейн-ринги,
викторины, мозговые штурмы; Уроки
творчества; Тренинги.
Взаимодействие. Цель:
развитие умений и навыков в сфере общения; создание благоприятной
социально-психологической обстановки в коллективе. Задачи: Выявление
и развитие индивидуальных способностей; Развитие
умений и навыков в творческой деятельности; Приобщение
к здоровому образу жизни;Обучение
конструктивным способам выхода из сложных ситуаций; Развитие
чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других Развитие
способности к самопознанию, самоанализу; Обучение
коммуникативным навыкам. Формы
реализации: Вечера; Проекты
и акции; Посещение
театров, музеев, выставок; Лекции
и беседы; Ролевые
игры; Встречи
с интересными людьми.
Направление «Взаимодействие». Задачи:
·
воспитать
у подростков осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни
человека, умение сочетать личные и общественные интересы; ·
раскрыть
подросткам социальную функцию человека и его взаимодействие с окружающей
средой; ·
формирование у подростков отношения к
цивилизации, Родине, семье, к собственной судьбе.
Блоки: 7класс
1. Культура общения. Мудрая наука общения. Правила
отношений между людьми. Как ваше слово отзовётся. Человек человеку – лекарство.
Всегда быть нужным. 2. Мир дома твоего. Всё начинается с любви.
Домашние обязанности. Семейный досуг. Понимаем ли мы друг друга. Семейные
традиции. 3. Человек и цивилизация. Человек – мера всех вещей. Ценности
жизни. Человек и его судьба. Правила и стиль жизни.
8 класс 1.
Человек среди
людей. Человек – существо социальное. Внешняя непохожесть, различия и индивидуальность людей.
Умение понять другого. 2.
Здоровье. Здоровье – красота человека. Знание
своего физического развития. Личная физическая культура. Золотые ключи
душевного и физического здоровья. 3.
Я и семья. Мужское и женское начало семьи. Человек в экстремальных ситуациях.
Наркотики и человечество.
9 класс 1.
Юность и ее устремления. Содержание жизни (отношения к
жизни). Мечты юности. Жизненные идеалы. Ценности повседневной жизни (духовные,
материальные). Профессиональный труд в жизни общества. 2.
Сам себе психолог. Наедине с собой. Преодолеть себя. Каков
ты: общителен, конфликтен? Определи свои способности. Декларация самооценки. 3.
Твой коллектив.
Коллектив и коллективизм. Любознательность, активность,
самостоятельность. Я и мы. Сотрудничество. Стандарты правильного поведения.Нет уз святей товарищества. Умения и навыки: - знание учащимися правовых норм поведения в
различных жизненных ситуациях; - умение сочетать личные и общественные интересы; - адекватная оценка последствий человеческой
деятельности и собственных поступков; - осознание социальной значимости своей жизни в
обществе; - осознанный выход в социопространство полноценным
членом общества. Направление «Интеллект». Задачи: ·
освоение духовных и общественно значимых
ценностей, идеалов и нравственных норм: ·
понять и включиться в семейные отношения,
общение с другими людьми, понять секреты жизненного успеха; ·
преобразование личности на основе
общечеловеческих ценностей ·
расширение кругозора и создание условий для
развития индивидуальных и творческих способностей детей.
Блоки. 7 класс 1.
Зачем надо учиться. Знания в жизни человека.
Какой человек нужен новым экономическим отношениям (думающий, знающий,
умеющий).школьный день – событие в жизни. 2.
Учи себя учиться. Трудолюбие – залог успеха. Как
стать умнее. Что такое «забыл» или как управлять своей памятью. Внимание: как
оно формируется, умение его переключать. Сила воли и учение. Уметь слушать и
учиться слушать. Как готовить домашнее задание. 3.
Творчество. Пытливость и любознательность,
интерес к знаниям. Увлечение и учение. Отдыхая, познавай. Уроки творчества.
8 класс 1. Для чего нужно самообразование. Образованный человек и его отличительные
особенности. Учебный труд. Качества ума и их развитие. Что такое мышление. Как
управлять своим вниманием. 2. Организация учебного труда. Приёмы скорочтения. Записи на уроке:
конспект, тезисы, план. Творческие работы, как к ним готовиться. Дополнительная
литература. 3.
Человек
успешный. Ответственное отношение к
учению- залог успеха..Рецепты против лени. Не напрасно прожитый день или древо
целей. Разумные потребности: умение отказаться от соблазнов. Бережливость и
рачительность.
9 класс 1.
Учиться, чтобы быть. Выбор жизненного пути.
Познание и преобразование – главная цель мышления. Этапы творческой карьеры. 2.
Человек успешный. Качества преуспевающего
человека. Творческая деятельность. Рациональная организация труда. 3. Профессиональное
самоопределение. Профессиональная ориентация, знания о себе,
профессиональные пробы. Социальная деятельность учащихся. Человек и его
дело.
Умения и навыки: - расширить кругозор учащихся; - постоянное самосовершенствование и расширение
учебных интересов детей; - развитие интеллектуальных умений и
познавательных способностей учащихся; - улучшение работоспособности и
организованности школьников; - развитие общеучебных умений и навыков.
Ожидаемые
результаты:
В результате реализации данной
программы происходит формирование: -
творческой, образованной личности с максимально
развитыми способностями к учению;
-
семьянина, человека, освоившего культуру
семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося семье;
-
человека, владеющего культурой общения,
бесконфликтными формами поведения, обладающего организаторскими навыками;
-
человека, способного к освоению городского
пространства, патриота своего города;
-
россиянина, человека, способного к использованию
гражданских прав и добросовестному выполнению гражданских обязанностей.
|