Давно
прозвенел звонок с последнего урока. Темно за окнами. Сторож закрыл входную
дверь. В лицее тихо. И только из нашего кабинета раздаются нежные звуки вальса и веселые голоса. Мои
одиннадцатиклассники учатся танцевать. Близок выпускной. И совсем скоро
расставаться. Я с грустью смотрю на счастливые раскрасневшиеся лица.
Семь лет… Почти семь лет мы были вместе. Учитель и ученики. И вопреки законам
математики, наши параллельные прямые, которые никогда не пересекаются, все-таки
соприкасались. Это
происходило всегда, как только начинался урок, и я видела пытливые глаза моих
учеников, готовых постигать тайны и законы математики. Это происходило, когда я
старалась зажечь искорку надежды и радости в грустных глазах, добавить добра в
глаза дерзкие и увлечь пустые… Когда находила ответы на непростые вопросы,
волновавшие меня, у своих учеников. Когда создавала условия для развития
личности, помогая понять каждому, что
«Я» - это позиция, это признание своего достоинства, своей уникальности. Отсюда
и выбор средств, поиск новых форм и методов, необходимых на учебном
занятии. В.А.Сухомлинский сказал: «Урок
– первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем».
Входя в класс, всегда хочу, чтобы урок был удачным, интересным. Хочу каждого
ученика научить мыслить нестандартно. Постоянно ищу пути для достижения целей
обучения, в выборе которых опираюсь прежде всего на сотрудничество и деловое
общение.
Как-то еще в восьмом классе на одном из
уроков решали задачу. Задача была сложная. Многие не могли с нею справиться.
Нужно было поддержать их, научить не сдаваться перед препятствиями. И я
рассказала о леммингах. Есть такие животные – лемминги. Мелкие грызуны. Они
живут на севере, где есть-то нечего, а они находят и грызут себе помаленьку. Но
однажды срываются с насиженных мест и устремляются в одном направлении. Видимо,
в них срабатывает какой-то рефлекс. Кто-то бежит впереди, остальные следуют за
ними. И нельзя изменить направления. Если вдруг кто-то свернет или замешкается,
повернет обратно, он будет растоптан в один момент. Потому никто из них не
бежит против течения. Бег против течения – это привилегия человека. И помнит
человечество тех, кто двигался против течения, увлекая за собой других.
«Решение задачи, - пыталась объяснить своим ученикам, - это особый дар, которым
наделен человек. Способность к преодолению препятствий, к нахождению обходного
маневра там, где не видно прямого пути, возвышает талантливых людей над
другими». И мои восьмиклассники, так захотевшие стать талантливыми, справились
с трудной задачей.
…Льются
нежные звуки вальса. А я смотрю на своих повзрослевших учеников и думаю: «Не всем вам дается математика. И среди
вас есть те, кто отдает предпочтение другим предметам. Начитанный Антон любит
историю, красавица Настя увлечена современной поэзией. Добросовестная Лиза мечтает
поступить в университет культуры, а балагур Никита – стать дизайнером. Наверное,
вы правы. Ведь на свете столько интересного!..». Но я все равно пытаюсь следовать совету, который
дал нам выдающийся математик и педагог Дж. Пойя: «Учитель обязан хорошо знать
то, чему он собирается учить. Он должен стараться, чтобы они лучше овладели
предметом, лучше научились рассуждать, его задача – стимулировать и поощрять
творческое мышление…». Как-то
читала, что существуют три категории учителей. У одних можно чему-нибудь
научиться. У других научиться нельзя ничему. И, наконец, у третьих не научиться
просто невозможно. Последние не только и не столько знакомят обучающихся со
своим предметом, сколько постоянно подталкивают их к самостоятельным открытиям.
Именно эти учителя вырабатывают у своих воспитанников умения рассуждать, решать
задачи и творчески мыслить. Как
хочется верить, что мои ученики смогут принять верное решение не только в
рамках учебного предмета, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно
сегодня, ведь от выпускника школы требуется мобильность, креативность,
самореалиация. Всегда
быть вместе с детьми, вместе творить и обретать – моя философия сотрудничества,
основанная на неравнодушии и любви, любви к детям, к профессии.
Нежные
звуки вальса… Веселые голоса… Счастливые раскрасневшиеся лица… Близок
выпускной. Совсем скоро расставаться. Мы обязательно возьмемся все за руки и
вновь почувствуем, что наши параллельные прямые пересекаются. А может, они уже
и не параллельные?..
|