Суббота, 18.05.2024, 13:51
Математика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Разработки уроков [1]
Из опыта работы [7]
Рабочие программы [6]
Элективные курсы [7]
Исследовательские работы учащихся [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Друзья сайта
  • Сайт КРИПК и ПРО
  • К уроку математики
  • "Учитель года"
  • Подготовка к ЕГЭ и ГИА
  • Помощь к ЕГЭ
  •  Методическая копилка
    Главная » Файлы » Из опыта работы

    Исследовательская деятельность как фактор развития одаренности
    [ Скачать с сервера (3.07 Mb) ] 02.06.2012, 19:52
          Все факторы развития одаренности у детей можно объединить в три группы: первая группа включает природные задатки, индивидуальные особенности ребенка; вторая группа – это зависимость развития одаренности от характера деятельности; в третью группу входят все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).
        «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
        Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка?Наверно, та, к которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Однако школьные программы ориентированы на среднего ученика. Это может породить проблемы у одаренных детей: обучение становится слишком легким и творческий потенциал не развивается, происходит  потеря мотивации к учебе в школе. Самостоятельная исследовательская практика детей позволяет активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Она рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.
         С 2004 года в нашем лицее работает научное общество «Эврика», где ребята занимаются исследовательской деятельностью с девятого класса по разным направлениям. Я же решила в  2009 году объединить учеников 6-11 классов, интересующихся математикой, склонных к исследовательской работе и имеющих нестандартное мышление. Так в нашем лицее появилось Научное математическое общество. Члены научного математического общества под руководством учителя проводят исследовательскую работу, это позволяет не развивать личность вообще, а развивать ее на конкретном материале. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность — мотив — цель — действие — рефлексия (самоанализ собственной деятельности). Руководитель учит на семинарах детей оформлять исследовательскую работу  по теме, вместе с учащимися подбирает литературу, проводит консультации, учит детей владению методикой эксперимента. При организации деятельности учащихся в научном математическом обществе учитель переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, создает ситуацию успеха, разрабатывает с учеником «самостоятельное открытие» математической закономерности, вызывающее положительные эмоции.  При организации работы в начале года ученики выбирают определенную тему для исследовательской работы. Затем обучающиеся изучают научную литературу, выдвигают гипотезы, занимаются поиском средств для подтверждения её истинности или для опровержения, доказывают и представляют на практике. Таким образом, дети, выбирая «узкую» тему, проводят глубокое исследование  и в конце учебного года защищают полученные результаты на общешкольной научной конференции. При этом выбор тем исследования происходят по желанию учащихся, но при условии практической значимости, наличии литературы, возможности многопланового исследования темы. Целью научного общества математиков является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. А задачей  –   обеспечить поэлементное усвоение опыта творческой деятельности (умение видеть проблему, высказывать предложение, формировать гипотезы, давать определения понятиям, строить доказательство, делать выводы). В итоге, все это должно привести к исследовательской практике, что, как известно, является основным методом обучения творческой деятельности. Ученик постепенно превращается из слушателя в собеседника, а затем в исследователя и на доступном ему уровне включается в учебно-исследовательскую, творческую работу. 
       Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать так называемый интеллектуальный тип одаренности.Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.Наряду с интеллектуальным типом одаренности в процессе исследовательской деятельности идет развитие «академического» типа.  При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.В некоторых случаях бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.  Уже есть первые положительные результаты научного математического общества. 
          В 2009 году мои ученики принимали участие в районных и региональных конференциях. Со своими научно-исследовательскими работами ребята ездили в г. Томск на  Х региональную  конференцию-конкурс исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи – российской науке и технике», где учащийся 10 класса Утробин Дмитрий занял первое место. Ученица 10 класса Копытина Ксения заняла 2 место на Всероссийском открытом конкурсе  «Национальное достояние России» (г. Москва), ученик 6 класса Владыкин Евгений занял первое место и получил орден на  Всероссийском открытом конкурсе  «Первые шаги в науку» (г. Москва). Я считаю, что важность научно-исследовательской деятельности учащихся для выявления одаренных детей и помощи в развитии и становлении их личности не вызывает сомнений. Уже само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости.  Есть хорошее выражение: "Поблагодарите судьбу за то, что работаете с одаренным учеником”. Как важно учителю "разглядеть” одаренного, способного ребенка, не обойти его вниманием, не "упустить”, чтобы он " не растворился” в средней массе наших учеников. 
     Литература:
    1. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. – М., 1998. 
    2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. - М., 2002.
    3. Белов А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в области математики// Внешкольник.1997. №7-8.
    Категория: Из опыта работы | Добавил: Eleskinann
    Просмотров: 2171 | Загрузок: 208 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz