В определении ключевых компетенций придерживаюсь мнения Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических
наук, академика Международной педагогической академии, который предложил
следующие группы ключевых образовательных компетенций: - Ценностно-смысловые
компетенции. Способность ученика
видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции
зависит программа его жизнедеятельности в целом. - Учебно-познавательные. Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности:
добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных
ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Он учится отличать факты от
домыслов, владеть измерительными навыками, использовать другие методы познания. - Информационные. При помощи телевизора, магнитофона,
видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее. - Коммуникативные. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими
и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение
различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. - Общекультурные. Включают круг вопросов, в которых ученик должен быть
хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности
национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных,
социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни
человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда
же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до
культурологического и всечеловеческого понимания мира. - Компетенции личного
самосовершенствования. Направлены на освоение
способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной
саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в
собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном
самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств,
формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. - Социальные компетенции. Школьник
учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя,
покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни
в современном обществе навыками социальной активности и функциональной
грамотности.
Далее идет опыт моей работы по формированию этих компетенций на уроках математики.
|